Aug. 3rd, 2015

makeeva: (dura)
- Любой уважающий себя статистик-маркетолог-исследователь рынка и общественного мнения прекрасно знает, как надо правильно играться цифирками и процентиками, чтобы на выходе получить нужную заказчику картинку. Сегодня нам в очередной раз продемонстрировали, как это делается. Увы! Большинство товарищей вокруг либо печалится, либо саркастически ухмыляется, либо рвет и мечет – но что-то никто, кажется, не ищет первоисточники и не пытается разобраться. А уж газетки и новостные порталы стараются вовсю – и вот вам пожалуйста, формируется устойчивое представление, что «россияне поддерживают тотальное отключение интернета», каковое настойчиво тиражируется, впечатывается в мозг и, в свою очередь, формирует заведомо пессимистические ожидания, неверие в любые формы гражданского протеста и некую внутреннюю готовность к этому самому тотальному отключению – ведь большинство же ж подержало ж, или как гласит тот же отчет «когда та или иная общественность считает какие-либо грядущие события практически неизбежными, она молчаливо смиряется с далекими от оптимальных условиями».

А я вот предлагаю вам посмотреть внимательно, где, как и кто зарывал эту собаку. Просто ради интереса. Она, кстати, зарыта вот здесь.

Для начала: как гласит официальный отчет, "респондентами исследования были совершеннолетние граждане, проживающие в Российской Федерации, мужчины и женщины 18 лет и старше. Опрос проводился методом личного опроса… репрезентативность по полу, возрасту, уровню образования, типу населенного пункта, виду трудоустройства обеспечивалась использованием многоступенчатой случайной выборки…" Говоря доступным языком, исследование «репрезентативно» отражает состав населения РФ, из которого:

- Около 25% - пенсионеры
- В сельской местности проживает 25,8 % или 37 118 000 человек.
- Более 18 миллионов (Минэкономразвития, правда, уверяет, что всего 12 миллионов) человек в России, то есть порядка 13%, живут за чертой бедности. Причем это только те люди, доходы которых либо меньше прожиточного минимума, либо находятся в его пределах. А прожиточный минимум, на секундочку, у нас составляет 9 тысяч 662 рубля. Вот вас бы сильно интересовала цензура в Интернете, если бы вы получали меньше 10 тысяч в месяц? Скорее всего, его нечем было бы даже оплатить и неоткуда в него залезть.
- А если бы у вас вообще не было денег? Официальный уровень безработицы по Росстату – около 6%, однако если оценивать ее по методике Gallup, она почему оказывается в 3 раза выше.
- Центральное телевидение доминирует как основной источник информации у 60% граждан, всего же телевизор смотрят по разным оценкам от 90 до 98 процентов населения. На этом фоне даже странно, что всего 42% населения верят, что Интернет есть оружие массового поражения российской самости и происки враждебных абамомеркелей.
- Пользователей интернета моложе 18 вообще никто не считает, а ведь по самым скромным оценкам проникновение интернета в этой среде достигает 85-90% . .ю

Далее, по данным того же отчета, постоянные пользователи интернета составляют 42% от общего числа наших сограждан. И – сюрпрайз-сюрпрайз – 42 же процента считают недопустимым отключение Интернета в какой бы то ни было ситуации. Очень похожее соотношение циферок и в отношении персональной свободы: 59% населения не видят связи между Интернетом и своей личной, персональной свободой, 41 % - соответственно, наоборот. И опять же, 42% россиян не согласны с тем, что интернет используется как орудие против России иностранными державами. Ну не прелесть ли что такое?

Зашибись какая прорва логики и профессионализма. Если человек никогда в жизни не кушал черной икры или даже манной каши – как-то глупо у него спрашивать, какова эта икра/каша на вкус, насколько она ему нравится, и сможет ли он без нее прожить. Еще можно спросить, можно ли, например, получить расстройство желудка от переедания черной икры… И вот мы спрашиваем, и делаем вывод, что икра вредна и большинству сограждан – а значит, и всей стране – не нужна.

Далее, отношение к интернет-цензуре. Здесь товарищи исследователи смешали в одну прекрасную кучу авторское право, порносайты, зарубежные сми, призывы к насилию, пусси райот, пропаганду наркотиков и навального – противопоставляя всему этому цензуру как спасение. И даже удивительно, что, ответив на вопрос, как они относятся к сайтам, демонстрирующим насилие над детьми (97% - отрицательно), всего плюс-минус половина поддерживает интернет-цензуру.

Далее, регистрация сайтов. Только 18% от пользователей интернета (62% опрошенных) сообщили, что слышали об этом новом требовании всеми нами любимого Роскомпозора – и 70% из этих 18 его поддерживают. То есть не «АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО 70%» - а реально всего 100%*62%*18%*70% - итого менее восьми от популяции. 7,7 процентов и 70 процентов – это ведь такие похожие цифры, не правда ли?

И ВОТ ЗДЕСЬ _ ДАЛЕЕ ЧИТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО _О_ЛЯ_ЛЯ мы находим искомые 58% процентов россиян, которые, по массовому вбросу сми, поддерживают отключение интернета. Тут, конечно, не такое откровенное жонглёрство, но опять же, это 58% от опрошенных пользователей, то есть от 62%- то есть не 58, а 36 процентов населения. Что тоже печально, но чуть легче. При этом четыре пятых сторонников отключения

поддерживают его только в случае национальной опасности – но никто не объясняет, что под этим подразумевается. Впрочем, в этой же главе есть и неопровержимо печальные цифры, которые даже не понадобилось искусственно завышать – а именно доля наших сограждан, не готовых ни к какому гражданскому протесту ни при каких условиях. И во многом причиной этому – та самая социология смирения, с которой мы начинали. Так что, дорогие мои друзья, уж не обижайтесь, но я полагаю, что все те, кто сегодня «перепостил» эти замечательные новости, поставил ссылку в своем маленьком бложике на статейку с крикливым заголовком или просто громко пострадал за правое дело – все внесли свой посильный вклад в то, чтобы «смиренных», смирных до поноса человечков стало еще больше.

P.S. Ко всему вышесказанному хочется добавить, что серьезный отчет подобного рода предполагает подробное и открытое представление методологии, то есть собственно вопросов, которые задавались респондентам. Увы, ничего подобного я нигде не нашла, а ведь любой уважающий себя исследователь знает, что залогом получения нужного ответа является правильно сформулированный вопрос.

P.P.S. По данным Собственно the Annenberg School for Communication’s Internet Policy Observatory, в рамках исследования было опрошено около 1600 человек – непосредственно в тексте отчета этой цифры нет, но я нашла ее в других материалах, касающихся данного проекта. Вот вы верите, что, опросив 1500 человек, можно получить адекватное представление о мнении 140 миллионов? Я – нет.

Так что думайте, читайте первоисточники и не забудьте выключить телевизор.
Page generated Aug. 14th, 2025 02:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios